На главную

Официальный сайт Борисоглебского Шахматного Клуба.

Меню навигации.
    Документы Документы
    Новости Новости
    Турниры Турниры
    Партии Партии
    Фотоальбом Фотоальбом

Швейцарская система, основанная на рейтинге.

Одобрена Генеральными Ассамблеями 1992, 1997 и 1998 гг.
А. Вводные замечания и определения
А1. Рейтинг
Рекомендуется проверить все рейтинги, представленные игроками. Если игроку неизвестен точный рейтинг, арбитры должны оценить его как можно точнее перед началом турнира.
(Для преобразования германского Ingo или британского BCF используйте рейтинг = 2840 — 8 х Ingo = 600 + BCF.)
А2. Порядок
Только для целей образования пар игроки располагаются в порядке, соответственно
а) количеству очков
б) рейтингу
в) званию ФИДЕ (IGM—WGM—IM—WIM—FM—WFM—без звания)
г) в алфавитном порядке (если предварительно не было установлено, что этот критерий заменен другим).
Порядок, установленный перед первым туром (когда количество очков у всех равно 0), используется для определения номеров при образовании пар. Высший получает № 1 и т. д.
А3. Очковые группы
Игроки с равным количеством очков составляют однородную очковую группу. Игроки, которые останутся без пары после образования пар в очковой группе, должны быть передвинуты вниз в следующую очковую группу, которая станет, поэтому неоднородной. При образовании пар в неоднородной очковой группе эти игроки, спустившиеся вниз, всегда образуют пары первыми, если возможно, вызывая подъем по отношению к остальной очковой группе, которая всегда считается как однородная.
Неоднородная очковая группа, половина, по крайней мере, игроков которой пришла из более высокой очковой группы, также считается как будто она однородная.
А4. "Плавающие" (Далее "флотер")
При образовании пар в неоднородной очковой группе в пары будут сведены игроки с неравным количеством очков. Для обеспечения, чтобы этого не случилось снова с теми же самыми игроками в следующем туре, это записывается на карточке участника. Вышестоящий игрок получает спуск (Ъ), нижестоящий — подъем (Щ).
А5. «Свободные от игры»
Если общее количество игроков было (или становится) нечетным, один игрок остается без пары. Этот игрок получает освобождение от игры: нет партнера, нет цвета, 1 очко. "Свободен от игры" — считается как спуск.
А6. Подгруппы
Чтобы образовать пары, каждая очковая группа должна быть разделена на две подгруппы, называемые S1 и S2.
В неоднородной очковой группе S1 содержит всех игроков, спустившихся с более высокой очковой группы.
В однородной очковой группе S1 содержит верхнюю половину (округленную вниз) числа игроков в очковой группе.
Число игроков в S1 будет обозначаться как р, указывающее число пар, которые должны быть образованы.
В обоих случаях S2 содержит всех остальных игроков очковой группы.
Как в S1, так и в S2 игроки располагаются в порядке, указанном в А2.
А7. Разности цветов и предпочтения цветов
Разность цветов игрока представляет собой число игр, сыгранных этим игроком белыми минус число игр, сыгранными черными. После тура может быть определено предпочтение цвета для каждого игрока.
а) Абсолютное предпочтение цвета имеет место, когда разность цветов у игрока больше 1 или меньше, чем —1, или когда игрок играл одним и тем же цветом в двух последних турах. Предпочтение считается белым, когда разность цветов < 0, или когда последние две игры игрались черными, в противном случае — оно считается черным. В этом случае цвет обязательный) уже записан в карточке участника. (Это правило не действует при образовании пар игроков с более чем 50% очков в последнем туре.)
b) Сильное предпочтение цвета имеет место, когда разность цвета игроков не равна нулю.
Предпочтение считается белым, когда разность цветов < 0, и черным, если наоборот.
с) Слабое предпочтение цвета имеет место, когда разность цветов игрока равна нулю, предпочтение меняет цвет по отношению к предыдущей игре. В этом случае разность цветов записывается как +0 или —0 в зависимости от цвета предыдущей игры (белыми или черными соответственно).
Перед первым туром предпочтение цвета одного игрока (чаще всего верхнего) определяется жребием.
А8. Определение х
Число пар, которые могут быть образованы в очковой группе, будь то однородная или неоднородная, не удовлетворяющее всем предпочтениям цвета, представляется символом х.
х может быть рассчитан следующим образом:
w = число игроков, имеющих белое предпочтение цвета.
b = число игроков, имеющих черное предпочтение цвета.
q = число игроков в очковой группе, деленное на 2, с округлением вверх.
Если b i w, тогда x = b — q, иначе х = w — q.
А9. Перемещения и обмены
а. Чтобы правильно образовать пары, часто необходимо изменить порядок в S2. Правила, по которым делаются такие изменения, называемые перемещениями, содержатся в D1.
b. В однородной очковой группе может быть необходимым обменять игроков из S1 и S2. Правила для обмена содержатся в D2. После каждого обмена порядок в S1 и S2 должен быть установлен в соответствии с А2.
В. Критерии образования пар
Абсолютные критерии
(Они не могут быть нарушены. Если необходимо, игроки должны быть передвинуты в более низкую очковую группу.)
В1
а. Два игрока не должны встречаться более одного раза.
b. Игрок, который получил очко без игры, либо будучи свободным от игры, либо из-за того, что партнер не явился вовремя, не должен получать освобождение от игры.
В2
а. Разность цветов игроков не может стать > +2 или < —2.
b. Ни один игрок не может получать один и тот же цвет 3 раза подряд.
Относительные критерии
(Они имеют уменьшающийся приоритет. Они должны быть выполнены, насколько возможно. Чтобы удовлетворить этим критериям, могут быть применены перемещения или даже обмены, но игроки не должны быть передвинуты в более низкую очковую группу.)
В3. Разность очков двух игроков, сводимых в пары друг с другом, должна быть как можно меньше, а в идеальном случае — равна нулю.
В4. Как можно больше игроков получают свое предпочтение цвета. (Когда "х" очковой группы не равен нулю, это правило не должно учитываться. "х" уменьшается на 1 каждый раз, когда предпочтение цвета не может быть предоставлено.)
В5. Ни один игрок не должен получать идентичное "плавание" в двух последовательных турах.
В6. Ни один игрок не должен получить "плавание", идентичное тому, что был до этого в двух турах.
Примечание: В2, В5 и В6 не применяются при образовании пар игроков с более чем 50% очков перед последним туром.
С. Процедура образования пар
Начиная с высшей очковой группы примените следующие процедуры ко всем очковым группам, пока не будет получено приемлемое образование пар. После этого используются правила назначения цвета (Е) для определения, какие игроки будут играть белыми.
С1. Если очковая группа содержит игрока, для которого не может быть найден противник в этой очковой группе без нарушения В1 или В2, тогда:
— если этот игрок был передвинут из более высокой очковой группы, примените С12;
— если эта очковая группа является самой низкой, примените С13;
— во все других случаях: переведите этого игрока вниз в следующую очковую группу.
С2. Определите х в соответствии с А8.
С3. Определите р в соответствии с А6.
С4. Расположите высших игроков в S1, всех остальных игроков — в S2.
С5. Расположите игроков в S1 и S2 в порядке в соответствии с А2.
С6. Сведите в пару высшего игрока из S1 против высшего игрока из S2, второго сверху из S1 против второго сверху из S2 и т. д. Если теперь р пар получилось в соответствии с В1 и В2, образование пар этой очковой группы считается законченным.
— В случае однородной очковой группы: остающиеся игроки передвигаются вниз в следующую очковую группу. В этой очковой группе начните снова с С1.
— В случае неоднородной очковой группы: пока были образованы пары только для спустившихся игроков. Начните с С2 с оставшейся однородной группой.

С7. Примените новое перемещение из S2 в соответствии с D1 и начните снова с С6.
С8. В случае однородной (оставшейся) группы: примените новый обмен между S1 и S2, в соответствии с D2. Начните снова с С5.
С9. Снизьте критерий В6 и В5 (в таком порядке) для спущенных вниз флотеров и начните с С4.
С10. В случае однородной оставшейся группы: отмените образование пар для самого низкого передвинутого вниз игрока, сведенного в пару, и попробуйте найти другого противника для этого игрока, начиная с С7. Если альтернативного образования пары для этого игрока не существует, тогда снизьте критерий В5 для подъемов и начните снова с С2.
С11. Если только "х" меньше "р": увеличьте "х" на 1. Когда образование пар в остальной группе отменяется, все пары игроков также передвигаются вниз. Начните снова с С3.
С12. В случае неоднородной группы: отмените образование пар в предыдущей очковой группе. Если в этой предыдущей очковой группе образование пар может быть произведено путем опускания другого игрока в текущую группу, и теперь это дает возможность образования "р" пар, тогда это образование пар в предыдущей очковой группе будет принято.
С13. В случае низшей очковой группы: отменяется образование пар в предпоследней очковой группе. Попробуйте найти другое образование пар в предыдущей очковой группе, которое дает возможность образовать пары в самой низкой очковой группе. Если в предпоследней очковой группе "р" становится равным нулю (т. е. не может быть найдено образование пар в самой низкой очковой группе), тогда две самые низкие очковые группы соединяются в новую низшую очковую группу. Поскольку теперь другая очковая группа становится предпоследней, С13 может быть повторен до тех пор, пока не будет получено приемлемое образование пар.
С14. Уменьшите "р" на 1 (и если первоначальное значение "х" было больше нуля, также уменьшите "х" на 1). Если "р" не равно нулю, начните снова с С4. Если «р» равно нулю, вся очковая группа опускается в следующую. Начните в этой очковой группе с С1.
D. Способы перемещения и обмена
Пример:
S1 содержит игроков 1, 2, 3 и 4 (в этой последовательности);
S2 содержит игроков 5, 6, 7 и 8 (в этой последовательности).
D1. Перемещения в пределах S2 должны начинаться с самого низкого игрока по убывающему приоритету:
а) 5—6—8—7; b) 5—7—6—8; c) 5—7—8—6; d) 5—8—6—7;
e) 5—8—7—6; f) 6—5—7—8; g) 6—5—8—7 и т.д.
Совет: расположите номера, создаваемые цифрами 5, 6, 7 и 8 в возрастающем порядке.
D2. Когда применяется обмен между S1 и S2, разность между обмениваемыми номерами должна быть как можно меньше. Когда разности различных вариантов равны, возьмите разность, относящуюся к самому низкому игроку S1.
Обмен одним игроком
S1


Обмен двумя игроками
S2


Выше приведенные матрицы содержат последовательность, в которой должны быть применены обмены.
Обмен одним игроком: а) 4 и 5; b) 4 и 6;c) 3 и 5 и т. д. до i) 2 и 7.
Обмен двумя игроками: j) 3+4 c 5+6; k) 3+4 c 5+7 l) 2+4 c 5+6 и т. д.
После каждого обмена S1 и S2 должны быть расположены в порядке в соответствии с А2.
Примечание. Если число игроков в очковой группе является нечетным, S1 содержит на одного игрока меньше, чем S2. Так, при 7 игроках S1 содержит игроков 1, 2 и 3, S2 — 4, 5, 6 и 7. Обмены, необходимые в этом случае, могут быть найдены из указанных выше обменов путем уменьшения всех номеров в S1 и S2 на 1. Последний столбец второй матрицы тогда становится ненужным.
Е. Правила назначения цвета
Применяйте для каждого образования пары (с убывающим приоритетом):
Е1. Предоставляйте предпочтения обоих цветов.
Е2. Предоставляйте более сильное предпочтение цвета.
Е3. Чередуйте цвета по отношению к последнему туру, в котором они играли разными цветами.
Е4. Предоставляйте предпочтение цвета выше расположенного игрока.
Е5. В первом туре все игроки с четными номерами в S1 будут получать цвет, отличающийся от всех игроков с нечетными номерами в S1.
F. Заключительные замечания
F1. После того, как образование пар закончено, рассортируйте образованные пары перед тем, как представить их публично.
Критериями сортировки являются (с убывающим приоритетом):
— количество очков более высокого игрока образованной пары;
— сумма очков обоих игроков образованной пары;
— положение в соответствии с А2 более высокого игрока образованной пары.
F2. "Свободен от игры", и образованные партии, действительно не сыгранные или проигранные одним из игроков из-за опоздания или неявки, не будут приниматься в расчет в отношении цвета. Такое образование пар не считается недействительным в последующих турах.
F3. Игрок, который после пяти туров имеет предысторию цветов ЧББ—Ч (т. е. не было игры в 4 туре), должен рассматриваться как имеющий — ЧББЧ, что касается Е3. Так БЧ—БЧ будет считаться как — БЧБЧ, а ЧББ—Ч—Б, как —— ЧББЧБ.
F4. Поскольку все игроки находятся в одной однородной очковой группе перед началом первого тура и расположены в соответствии с А2, самый верхний игрок S1 будет играть против самого верхнего игрока S2 и, если число игроков является нечетным, самый нижний игрок будет получать очко за "свободен от игры".
F5. Игроки, которые выбывают из турнира, не будут больше приниматься в расчет для образования пар. Игроки, о которых заранее известно, что они не будут играть в конкретном туре, не учитываются при образовании пар в этом туре и получают 0 очков.
F6. Официально опубликованное образование пар не должно изменяться, если оно не нарушает абсолютные критерии образования пар (В1 и В2).
F7. Если либо:
— результат был записан неправильно, или
— партия была сыграна неправильным цветом, или
— рейтинг игроков должен быть скорректирован, то это повлияет только на образование пар, которое еще предстоит сделать.
Будет ли это влиять на уже объявленное образование пар, но партии еще не сыграны, должен решать арбитр.
Если правилами турнира не оговорено иначе:
F8. Игроки, которые отсутствуют в течение тура без уведомления арбитра, должны считаться выбывшими.
F9. Отложенные партии считаются ничьими только для целей образования пар.
F10. Чтобы произвести окончательную расстановку мест применяются следующие критерии (по убывающему приоритету):
— наибольшее число полученных очков; если оно одинаково для нескольких участников, денежный приз должен быть поделен;
— где это касается первого места: наилучшие результаты в играх, сыгранных друг против друга;
— наивысший средний рейтинг противников;
— жеребьевки.


Комментарии.
Знания принципов образования пар в настоящее время не является абсолютно необходимым, т. к. везде для этой процедуры прибегают к использованию утвержденных ФИДЕ программ с помощью компьютера. Тем не менее, в случае экстренных ситуаций арбитр должен уметь сделать образование пар (чаще это называют жеребьевкой) вручную, как можно точнее следуя выше приведенным правилам. Кроме того, игрок может получить разъяснения на основании данных правил, почему в конкретном туре он получил именно этого партнера, а не иного. Перевод сделан Г. Осташевским. Редакция И. Верещагина.

Ваше мнение.

Счётчики.
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100
Сайт оптимизирован под просмотр в IE 5.5 и выше, при разрешении 1024x768.
Разработка и поддержка сайта: borchess@mail.ru.
Сайт работает с 1 декабря 2003 года.
Volkov Brothers © 2003-2006
X